на главную
об игре
Grand Theft Auto: San Andreas 26.10.2004

Решение проблемы авиации в игре, или "Летная школа" на изи

В далеком 2006-м году, когда аффтар был ну совсем мелкой школотой, мне в руки попала игруля, о которой, собственно, блог. Фантастические возможности, свобода действий, разнообразие техники - все это поражало. Но, помимо прохождения сюжета, прокачки персонажа и ураганного перевода, меня зацепил один аспект игры, а именно авиация. Мне хотелось побывать в каждом уголке карты, рассмотреть каждую локацию, ограбить как можно больше корованов и сделать все это на максимальной скорости. Ввиду того, что фаст тревел для нубов не был зашит в игру изначально, самолеты и вертолеты стали для меня единственным выходом. Буквально часами я летал над Сан-Андреасом, проходил какие-то миссии, помаленьку прошел игрулю и постепенно перестал в нее играть.

Наступил 2011 год. Аффтар уже не такая мелкая школота, но все еще школота познал интернет, нашел сей замечательный сайт, залез на форумы и обнаружил, что пользователи создали десятки тем в отчаянной мольбе о помощи. Все они имели разные названия, но суть была одна: летную школу невозможно пройти. Аффтар был крайне удивлен, оперативно скачал игрулю, прошел все миссии до этой пресловутой школы, и понял, что она, о ужас, действительно сложна. Во время мозгового штурма была понята единственная причина этой сложности. И причина эта... управление. Да, черт возьми, из-за того, что порт был сделан кривыми индусами-садистами с консоли, наличие множества кнопок и мыши для которой непредусмотрено, больше всего пострадало именно управление.

Попутно найдя и установив МТА (модификация, позволяющая играть по сети - прим. авт.), я начал перебирать варианты управления. Полет мышью я отсек сразу, ибо он ну совершенно неиграбелен, несбалансирован и выглядит притянутым за уши. Дефолтный вариант управления имел один существенный минус, а именно, для полноценного упраления летательнцм аппаратом с возможностью быстрого перехода в пеший режим нам нужна функциональная третья рука, ибо осмотреться можно лишь с помощью мыши (пеший режим без мыши вообще бесполезен), а клавиши управления разбросаны по клавиатуре в довольно неожиданных местах. Далее я учел, что управление должно быть максимально удобным, при том, удобным не только для авиации, но и для велосипеда, автомобиля и танка.

В итоге вышла следующая композиция:

WASD, V, F и пробел можно оставить без изменений. 

Поворот самолёта вокруг вертикальной оси можно поставить на Q и Е (это взгляд с поворотом, если не ясно).

Огонь1 поставить на клавишу М, Огонь2 на лев.шифт.

Особый вверх - лев ctrl. Особый вниз - лев alt.

Вращение самолета вокруг фронтальной оси (поднять-опустить нос машины) на ПКМ и ЛКМ соответственно.

Ниже идет расположение всех задействованных клавиш в графической форме:

 

После всех этих свистоплясок нужно проверить функциональность каждой клавиши - все ли было назначено так, как нужно. Проще всего сделать это в одиночной игре, вызвав истребитель (JUMPJET если кто-то не помнит. Нужно просто протыкать это сочетание клавиш).

Какие преимущества дает эта схема? Во-первых, благодаря тому, что на мыше есть жизненноважные клавиши, которых нет больше нигде, вы получаете восможность осматриваться, не теряя контроля над ними. Во-вторых все остальное управление перенесено на левую руку, где задействован каждый палец. В третьих, клавиши не раскиданы по всей клавиатуре, а компактно собраны прямо под одной рукой. В четвертых, вы можете одновременно выполнять большее количество действий (например, переходить в горизонтальный режим, ускорять самолет, поднимать нос и поворачивать самолет вокруг вертикальной оси). В пятых, в случае перехода в пехотный режим (прыжок с парашютом или выход из автомобиля на большой скорости) не нужно класть руку на мышь, ибо она уже лежит на ней.

Следующая задача - более-менее привыкнуть к такой схеме управления. Для этого идем в ближайший аэропорт, вызываем гидру и выполняем простейшие маневры, будь то взлет, посадка, переход из вертикального полета в горизонатальный и наоборот (зажать клавиши ctrl и alt, если что). Просто многократно повторяйте эти действия. Старайтесь брать как можно меньший разбег при взлете и садиться, проходя наименьший путь (шасси вам в помощь). Освоившись постарайтесь приземлиться на крышу небоскреба и взлететь с нее же.

Теперь можно перейти к фигурам высшего пилотажа, будь то петли Нестерова, бочки, иммельманы и все-все-все, что может пригодиться в бою. Для тренировки нужно найти мост, как минимум с одной опорой и большим просвеетом между самим мостом и водной поверхностью. Расположение аэропортов, больших и малых мостов будет ниже. Для начала просто пролетите под этим мостом, затем совершите боевой разворот и пролетите под ним снова. Для проведения боевого разворота вам нужно накренить самолет на 45-70 градусов вправо или лево (клавиши А и D соответственно), затем задрать нос самолета вверх (зажать правую кнопку мыши); чтобы самолет не принимал горизонтальное положение, периодически накреняйте его на небольшой градус; когда машина развернётся на 180 градусов отпустите правую кнопку мыши и выровняйте самолет. Повторите несколько раз. Убедившись, что вы проходите через одну точку постоянно, выберите мост поменьше. Натренировавшись и там, вернитесь к первому мосту.

 

Пролетите под мостом и в тот момент, когда машина будет четко под ним, зажимайте ПКМ. Если машина была выровнена относительно горизонта в момент начала маневра, она опишет петлю и вернется в ту же точку, из которой он был начат. Повторите несколько раз, стараясь начинать маневр в как можно более ровном полжении и заканчивать в точке старта. Сделайте то же самое, но уже на малом мосту. 

 

Теперь выполните бочку. Для этого достаточно зажать А или D. Но игра эта - отнють не авиасимулятор, и самолеты тут летают посредством нескольких костылей. Так вот один из них, тот что задирает нос машины на скоростях более 150 миль в час, заставит ваш самолет начать снижение. Чтобы предотвратить такой казус во время выполнения бочки, нажимайте ЛКМ, когда машина будет лететь днищем кверху, когда же она накренится на 30 градусов и более, ЛКМ нужно отпустить, дабы машина не изменяла направление по курсу. Когда вы поймете, что аппарат не мотыляется, аки бычок в одной детской песенке, попытайтесь пролететь под малым мостом, выполняя бочку. Повторите несколько раз, попутно закрепляя боевой разворот. Будет идеально, если вы начнете выполнять его, когда еще не полностью завершите бочку. Это неожиданно для врага, красиво для зрителя и трудно для новичка.

 

Теперь попробуйте выполнить иммельман. Для этого выровняйте самолет, зажмите ПКМ, как для петли Нестерова, но, когда машина будет находиться в наивысшей точке, отпустите ПКМ и совершите полубочку, выровняв самолет. Маневр этот сложен тем, что нужно правильно подгадать момент и выровнять аппарат в двух плоскостях. Так же можно выполнить обратный иммельман - все действия точно такие же, но выполняются в обратном порядке. Учтите, что этот маневр нужно выполнять на большой высоте, дабы не потерять машину. По мере обретения опыта и навыка, высоту можно снижать.

 

С маневрами высшего пилотажа, вроде бы, все. Но если вы планируете сразится с кем-то посерьезней сингловых ботов, этого мало. В дальнейшем постараюсь написать и про обманные тактики, и про хитрые маневры, и про скрытные нычки, и про серьезный пвп. А пока необходимо научиться стрелять.

Если управление пострадало по вине портирования, то вот с прицельной стрельбой в этой игре изначально были проблемы. Но есть способ победить и этот недуг. Однако, сделать это будет... несколько сложнее. Итак, нам нужна некая статичная цель, неспособная исчезнуть, а так же могущая четко просигнализировать о взаимодействии с ней. Заправка. Да, нам нужна заправка. Да, мы будем бомбить заправку. Тут все очень просто: нужно приметить заправку издалека, навести нос самолета на нее, включить вид от первого лица (дважды нажать клавишу V) спомощью клавиш мыши и кнопок Q и E навести нос точнее, выпустить несколько ракет (Shift), вывести самолет из пике, включить вид от третьего лица, совершить боевой разворот (для упрощения поиска цели используйте обзор мышью), повторить все действия снова. Если вы начали стабильно попадать (в идеале пять заходов подряд без промахов) уменьшайте количество выстрелов до одного. Если вы преуспели и тут, начинается сложно. Повторите весь порядок кроме одного пункта - не включайте вид от первого лица. Нужно, как бы, зафиксировать камеру на заправке, довернуть самолет так, чтобы не видеть его горизонтальных поверхностей машины и выстрелить. Опять же, идеальным показателем будет пять выстрелов с пятью попаданиями подряд. Страйтесь минимизировать время каждого захода, производите маневры, на выходе из которых открывайте огонь, атакуйте под разными углами с разных сторон - чем чаще и хаотичнее будут разрываться ракеты с врагом рядом, тем страшнее будет ему, Люк.

Теперь нужно научиться уничтожать подряд несколько целей. Идеально для этой задачи подходит военная база с ее турелями ПВО. Все как в предыдущем пункте, разве что вместо боевого разворота вам нужно выбрать следующую цель. Но есть небольшая загвоздка, а именно система. Система ПВО. Эти штуки будут в вас стрелять. Ввиду того, что даже после одного попадания машина может... нет, не взорваться и упасть, она может потерять боевую эффективность, необходимо избегать их. Если по вам выпустят управляемую ракету, вы услышите характерный звуковой сиграл и увидите на радаре красную отметку. Для предупреждения попадания ракеты используйте тепловую ловушку (клавиша М) - ракета примет за цель ее вместо вас, после чего измените направление движения на 45-90 градусов.

Не лишним будет заработать 4+звезды и приманить истребители врага. Их ии еще более дубовый, чем таковой у водителей танков и подбить их не составит большого труда. Но сделать это неуправляемой ракетой практически невозможно. На такой случай у истребителя есть управляемые ракеты, которые, хоть и не несут таких серьезных повреждений, но в самолет попадают с гарантией в 90% (по наземке их использовать не советую, ибо в нее они летят не так охотно да и вообще взрываются на таком расстоянии, что нанести ей урон просто не могут). Чтобы использовать управляемую ракету, нужно произвести захват цели (зажать пробел) - вокруг нее появится зеленый круг, как только он станет красным, выпустите ракету (Shift), не отпуская захват, выпустите ракету несколько раз подряд. Для одного истребителя, обычно, хватает трех. Хотя они и тупы, им не составляет труда появиться у вас за спиной и выпустить ракету в вас. Тактика против такой атаки почти ничем не отличается от защиты от ракет турелей. Разница только в том, что вам после успешного уклонения необходимо зайти в хвост к противнику и открыть огонь по нему.

Но если вас все же достала одна ракета - в принципе, вы еще можете долететь до дома, посадить машину возле него, зайти во внутрь и сохраниться. Если же вас поразили три и более - ваш самолет начнет вести себя совсем хаотично, дымить черным-черным дымом и, в конце концов просто взорвется. Не мешкайте и прыгайте. На каком-то уровне мастерства пилота после посадки в самолет вам будут выдавать парашют.

Ниже оставляю карту с примерным расположением мостов, заправок и аэродромов.

 

Желтый - аэродромы

Красный - заправки и военная база

Фиолетовый - малые мосты

Зеленый - крупные мосты

Пара слов о вертолетах. Освоившись с самолетом в управлении, вам ничего не будет стоить освоить и вертолет. Маневры выполнять на нем нет смысла, а вот научиться стрелять можно, например, на вертолете Hunter с миссией по отстрелу жуликов (клавиша 2). Кстати, набить двенадцатый уровень и получить бафф к носимой броне проще всего именно на этом вертолете.

Если вы смогли выполнить все это - проходить и летную школу, и миссии на самолетах вы будете играючи.

P.S Целью блога я поставил разъяснить некоторые непонятные элементы игры и научить простым механикам тех игроков, кто ну совсем ничего не понимает и испытывает с ними трудности. Кроме схемы управления, оригинальных и новаторских идей тут мало

P.P.S. Уже собираясь отправить бложек, решил лишний раз прочитать его, и меня осенило... Взлет-посадку и маневры я составлял именно в таком порядке, в каком обучился им сам, ибо такой порядок правилен и, в целом, логичен. Но вот загвоздка, именно в таком порядке идут задания... в летной школе.

Совпадение? Не думаю.

Комментарии: 14
Ваш комментарий

Если что-то напутал в терминологи - не обессудьте, авиацией, помимо этой игры, я шибко не интересовался.

7

на штурвале с РУДами прошел на золото с первой попытки.

3

Ватафакер Проблема в в том, что не у всех пользователей есть приставка, геймпад, джойстик или штурвал. Об этом в блоге я забыл упомянуть, почему-то...

4

Мне кажется,что это надо было заливать в раздел "Читы" под тегом "Советы"

2

Дедушка Автобус Действительно. Лично обучил пару человек по этой методе, и на гидре, да и на других самолетах тоже, они начали летать не хуже меня. И вынести сервер в сампе или мта им не мешает практически ничего. А на счет того, куда это надо было заливать... В этой методе есть предисловие и всякие лирические отступления. В "читах" такое не нужно, пожалуй.

2

BenziLLLa Ну ладно,главное что бы какой-нибудь троль жалобу не куинул

0

На золото-таки осилил летную школу, но не с 1 раза, конечно. Помню, я как-то управление так под себя настроил, что обычным поворотом не пользовался при взлете из ангара, а просто наклонял самолет. Про обычный поворот как-то забыл, лол. Даже сейчас чаще использую две клавиши для наклона самолета/вертолета, чтобы повернуть, получается неплохо, даже с ускорением. Отработанные навыки очень пригодились в гта онлайн, где я в воздушных гонках часто оказывался победителем. Мышка вообще не нужна, только мешает. Управление: w,s + cтрелки, иногда a,d. А вот как пройти в SA самое первое задание лодочной школы на золото - это вопрос, который меня мучает с 2009-го года...

1

Нужно просто заюзать WASD и KP8, KP4, KP2, KP6

1

Ruv1k Если я правильно понял, эти клавиши - дефолтное управление (похоже на него, во всяком случае). А проблема его в том, что для управления и тягой, и креном, и направлением, и наклоном, да еще и обзора нам нужно три руки. Без всего этого одновременно, летать... можно, но такой полет будет не красив и опасен для самого пилота. Wild Rider Мышка, все же, нужна. Без нее нет обзора, а обзор очень сильно понадобится не только в случаях, описанных в блоге, но и в пвп. Но об этом в следующем блоге.

1

BenziLLLa Летная школа что в ГТА 5 что в СА - на золото.

1

НЕ знаю как аффтар блога прохходил лётную школу, но у меня прошлось всё с 1 попытки. Правда не все золотые, но всё таки.

1

мне кажется, вариант раскладки с изменением режима на Lctrl и Lalt затруднителен при использовании WASD, я использую Q и E для изменения режима, а доп право/лево на C и V так на много удобней. Еще для выстрела использую шифт.

0

(╭☞ ͡ ͡° ͜ ʖ ͡ ͡°)╭☞ бензилла учил меня

0